Звук в звукозаписывающей студии — достоинства и недостатки звука в видео и кинопроизводстве

Мысль написать статью пришла при монтаже одного видеоклипа. Суть в том, что я записывал студийное видео для одного музыканта. Есть некое помещение, сзади обтянуто тканью. Перед камерой стоит человек и поет песню. Я записываю несколько ракурсов, по типу общего , крупного, детального и т.д. В конце я все это совмещаю и получается одна песня с несколькими планами. Вообще, забегая немного вперед этой темы, лучше записывать конечно же на несколько камер — это и экономит время и мы записываем целустную композицию, с одним и тем же настроением, с одной прямой исполнения так скажем. Работая с заказчиками, и снимая им видеоклипы с их вокалом (А вокал как раз таки записывался в студиях звукозаписи Казани) , я вставлял их звук — будь это песня, слова, пожелания и т.д. под некий видеоряд, который снимал с ними.

Так вот, представьте себе два случая — первый с музыкантом, который исполняет авторские песни, который я описывал до этого, а второй с молодой семьей которые спели песню для родственников и под них мы записали видео ряд на природе, дома и т.д. Общее между ними то, что звук писался в звукозаписывающей студии. Хороший, чистый звук. Но вот разница в исполнении видео — очень большая. Когда я монтировал музыканта — сопоставляя отдельно звук и отдельно кадры — возникает некоторый диссонанс — ведь во первых — звук в звукозаписи имеет немного другие характеристики, чем те, которые подразумевало помещение. Представьте — вы записываете вокал человека стоящего в итальянском храме, где звук настолько объемный и прекрасный и отражаясь от стен возвращается к вам с все большими характеристиками… И вы, запись этого видео сопоставляете со звуком в звукозаписывающей студии 3 на 3, где звук пишется прямо в микрофон. При этом, вы теряете эмоциональный окрас — это самая основная идея этой статьи. Ведь выступая в храме, человек так скажем, раскроется иначе чем выступая в этой звукозаписывающей комнате. Выступая перед сотнями людей и один в комнате — разный голос, разные эмоции. И все теряется на фоне одной связи — сопоставления эмоциональности видеоряда с эмоциональным потенциалом звука. А теперь вернемся к двум случаям, описанных ранее.

В случае с музыкантом, видеоряд в комнате, немного не совпадал с физическими качествами звука. Мне сложно сказать, по каким характеристикам, но это слышно, когда вы сопоставляете отдельно видео и отдельно звук. Эмоциональная составляющая видео очень мало кореллирует с эмоциональным качеством звука. В звуке я слышу какую то живость — а в видео ее нет. И это нормально — чтобы добиться ближе к идеальному сопоставлению звука и видео , в съемочном процессе мои задачи как режиссера — раскрыть человека, помочь ему найти то чувство, ту планку, то настроение, с которым он пел в звукозаписывающей студии. И порой это бывает не очень легко и на это уходит время. Более того, сам человек должен уметь это делать. Мне сложно сказать, где здесь главная составляющая, но ясно одно — для совокупности звука и видео либо вы, как режиссер и создатель этой идеи, либо сам заказчик, должны проработать этот образ. Должны научиться возвращаться в то состояние, при котором записывались песни. В практическом плане, выполняя такой заказ, я понял, что требуется намного больше времени и усилий для отличной, дополняющей, подходящей связи отдельного звукового ряда и видеоряда

Во втором случае, процесс шел намного лучше. И вот почему. Песня была также записана в звукозаписывающей студии. Но физические характеристики звука были немного другие и возможно, это повлияло на то, что видео заказчиков на природе, их пение как-то сошло со звуком. Он не казался отстраненным, каким то далеким. Я хочу сказать, что есть определенные физические характеристики звука, при которых он будет либо более менее подходить под видео ряд (улица, природа, дом, подвал, на небе, звуки в упор или на далеком расстоянии, и т.д.) либо не будет. В более профессиональном плане, если вы вообще продюсер, вы должны продумать то, что будет отснято и что будет записано. Вы должны продумать заранее все эти вещи, которые были описаны ранее. Конечно, при монтаже, вы можете сами настроить звук некоторыми физическими параметрами — но чтобы самому не мучиться, лучше это сделать звукорежиссеру, который будет записывать ваш звук. Так вот — звук подходил под видео ряд, который я снимал с заказчиками. Но самое главное — эмоциональная составляющая видео отлично подошла к звуку и физические характеристики звука теряются в этом плане! Песня была записана на поздравление мамы. И вы представьте, что хоть вы записали песню в хорошем и веселом настроении в звукозаписи, на видео , во время пения определенных слов, вы прыгаете, веселитесь, у вас улыбка намного шире, вы привносите больше чувств в видео. И получается что звук соединяется в видео. У человека, смотрящего видео, не складывается ощущения отстраненности звука. К сожалению, я не могу показать примеры работ (заказчики они такие, то да то нет :) но вы можете сами найти много примеров в видео, когда слышно (физически) и понятно (эмоционально) что звук не совпадает с видео.

И здесь мы подходим к тому, что иногда, следует записывать звук в живую, непосредственно в момент исполнения, в момент действия. И в кино так и делают. Глупо было бы сыграть эмоциональную сцену, а потом снова пытаться ее прожить в звукозаписывающей студии. Конечно, профессиональные актеры это могут — но когда , я как режиссер работаю с обычными людьми, не склонными к этому, то эта задача становится трудновыполнимой. Здесь так же играет и бюджет — оборудование для звука, звукорежиссер на площадке, тишина всех других звуков. Одно дело, что вы можете перезаписать звук разбившейся чашки для какой то сцены, а другое дело записать речь. В кино — это самый лучший вариант — записать звук с площадки, но он и самый трудный.

Возвращаясь к заказчикам — когда я пишу звук в живую, я использую на камерный микрофон. Обычно банкеты так и пишут. И как вы уже понимаете — звук там совпадает во всех отношениях. Для понимания, где и какой звук использовать вы должны знать концепцию, идею того, что вам предстоит записывать. Для записи видео для ютуба, будь это выступление или обзор, люди обычно пишут на микрофоны-петлички. И звук там бывает порой намного лучше, чем в звукозаписи. И главное — он пишется непосредственно в момент произнесения речи. Он пишется вместе с той эмоцией, с которой вы говорите. Именно поэтому, для музыканта, которому я записывал видео, лучшим вариантом было записать звук с площадки, в живую. Отдельно петличку на голос, или микрофон. Отдельно звук на гитару. Вообще, записывая звук в студии, вы должны поговорить со звукооператором — пусть он вам все подробно объяснит.

Лично я записывал звук в студии только тогда, когда снимал короткометражное кино «Иллюзорность». В портфолио, вы можете его найти. Мы принесли ноутбук с готовым видео в студию. Актер стоял перед микрофоном и смотрел видео. Видео нужно было для того, что бы понять, с какой скоростью, интонацией, силой, стоит произносить слова. Также следили за тем, чтобы это все было эмоционально. Ну и понимаете, что на 7 минут нашего кино ушло около 1.5-2 часов. Это выглядит все очень просто, но для качественного уровня вы должны хорошо постараться. В последнее время, я считаю что при съемке кино в 95% случаев следует писать звук с площадки. Здесь уже встает вопрос в оборудовании, в действиях звукооператора и т.д. — это немного другая тематика, которую я затрону в следующих темах.

Мы всегда крутимся в некоторых обстоятельствах. Иногда звук с площадки записать очень трудно. Иногда не хватает знаний, как это лучше делается. Иногда не хватает человеческого потенциала — будь то актера или простого человека, который не может это сделать (Ведь на видео людям порой бывает очень сложно что-то сказать и уходит не мало времени на то, что бы человек привык к камере). Самые основные варианты это записать все нужное в звукозаписывающей студии и потом все это репрезентовать в видео или же выставить настройки на авто в накамерном микрофоне и записать звук с камеры. Говоря от себя, как человек который и снимает видео и занимается некой (есть некоторые основные моменты работы с заказчиком, когда снимаете видео — скоро об этом расскажу) режиссурой с заказчиками, и звук и потом это все монтирует — это очень многозадачный процесс. Следует всегда все держать в голове и порой это бывает немного сложновато. И последнее что следует сказать в плюс коммерческого звука для типовых идей заказчиков (снять день рождение, концерт, выпускной, выступление, видеопоздравление) — берете накамерный микрофон или петличку и в живую, непосредственно пишите звук. И пусть возможно, он будет где то шумным, где то не таким чистым — но по эмоциональной составляющей вы всегда попадете в такт, конечно же, при работе с самим заказчиком. Здесь я приводил более такие заказы, где следовало работать с заказчиками. При съемке банкета или допустим выступления в детском саду, или в школе вы не будете работать взаимодействовать с выступающими — поэтому ваша задача как звукорежиссера сводиться к минимуму.